В Грузии выявлены случаи женского обрезания

Ноябрь 08, 2016

По заявлению властей, они были не в курсе того, что группа меньшинств практикует эту процедуру.

Аида Мирмаксумова

georgia-fgm_story_1-aida_mirmaksumova

Молящаяся женщина из села Тиви. Фото Аиды Мирмаксумовой

Расследование IWPR выявило, что сотни девочек, проживающих в аварских общинах на востоке Грузии, в детстве подвергаются обрезанию.

Узнав о том, что девочки в селах Тиви, Сарусо и Чантлискуре Кварельского района, в которых проживают этнические аварцы, в детстве подвергаются обрезанию, грузинские власти обязались провести расследование.

«Мы же мусульмане, во время Рамадана постимся, соблюдаем наши исламские обычаи. Обрезание – тоже наш обычай. Без этого нам нельзя», – сказала жительница села Сарусо Наида. Ее имя, как и имена остальных сельских жительниц, упомянутых в этой статье, изменено.

georgia-fgm_story_4-aida_mirmaksumova

Аварцы сохранили свои традиции, язык и ритуальные церемонии. Фото Аиды Мирмаксумовой

Конституция Грузии, гарантирует каждому человеку свободу вероисповедания и убеждений, но также закрепляет право на здоровье.

Более того, к этой практике применимы международные конвенции по защите прав детей, к которым присоединена Грузия.

Грузинские власти сообщили IWPR, что у них не было сведений об этой практике и местные НПО или правозащитные организации не сообщали, что где-то в стране практикуется женское обрезание.

georgia-fgm_story_3-aida_mirmaksumova

Этнические аварцы строго соблюдают свои традиционные обычаи и нравы. Фото Аиды Мирмаксумовой

Грузины, в целом, очень мало знают об аварской общине – этнической группе с Кавказа, которая исторически проживала в горной части Дагестанской республики, входящей в состав России. В результате торговых взаимоотношений, в 18 веке некоторые аварцы переселились на территорию Грузии, в граничащий с Дагестаном Кварельский район, где сейчас там проживают около 3 000 их потомков.

Несмотря на то, что они изолированы от своей родины и проживают в отдаленных частях Грузии, аварцы непоколебимо хранят свои культурные традиции, в том числе аварский язык, свою кухню, свадебные и похоронные ритуалы и религиозные обычаи. Как правило, аварцы вступают в брак только с членами своей общины.

Жительница Сарусо Амина Магомедова занимается женским обрезанием последние 20 лет. Она не помнит, скольких девочек обрезала, но говорит, что «их было очень много».

«Мусульмане делают обрезание и мальчикам, и девочкам. Но я делаю только девочкам», – сказала Магомедова.

Когда приходит время обрезать мальчиков, их отвозят в районную больницу и там их оперирует хирург.

Девочки проходят эту процедуру дома. Кожу отрезают ножницами, а рану иногда обрабатывают чистым спиртом.

«На кончике клитора есть черная точка, вот ее отрезаю. Меня этому научила моя свекровь, она была опытная, всем в селе делала. Но я чужим не делаю, только своим», – сказала она.

«У мальчиков сложнее, поэтому там врач должен работать. А девочкам просто надрез делается. Да, кровь идет, но это не страшно. Можно сразу надеть трусы и идти», – сказала Магомедова.

georgia-fgm_story_5-aida_mirmaksumova

Женское обрезание практикуется в трех селах Кварельского района Грузии — Тиви, Сарусо и Чантлискуре . Фото Аиды Мирмаксумовой

Из доклада неправительственной организации Правовая инициатива по России, опубликованного в августе, выяснилось, что в Дагестане десятки тысяч аварских женщин и девочек подвергаются обрезанию.

Жительница села Сарусо Надя сказала, что была оскорблена волной негодования в СМИ, последовавшей за публикацией доклада.

«Когда я читала комментарии в Фейсбуке, мне было обидно, – сказала она. – Кто-то смеялся над нами, кто-то издевался. Я им отвечала, чтобы не издевались над нашими обычаями, а лучше сохранили свои. Мы мусульмане и делаем это по мусульманскому обычаю. Мне не стыдно за это, я сохраняю свою веру».

Один из авторов доклада, докторант кафедры политологии и этнополитики Северокавказской академии госслужбы в Ростове-на-Дону (Россия) Саида Сираджудинова говорит, что откуда практика женского обрезания возникла в Дагестане неизвестно.

«Этнограф Юрий Карпов относил женское обрезание к доисламским обычаям … Но это только его гипотеза. Полностью ссылаться на него, неправильно. Точного источника, объясняющего, как женское обрезание возникло в Дагестане, нет. В Грузию эта традиция перебралась вместе с переселившимися туда аварцами», – сказала она.

Согласно исследователям Правовой инициативы по России, в Дагестане нет единого стандарта женского обрезания.

«Варианты и формы операций на половых органах зависят от опыта женщины, их производящей, от желания сельской женщины, приведшей девочку на эту процедуру, и даже от района», – сказано в докладе.

В Дагестане применяются три из четырех видов женского обрезания, определенного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Это – надрез и пускание крови, удаление кусочка от клитора, удаление клитора и малых половых губ.

georgia-fgm_story_7-aida_mirmaksumova

Многие аварцы считают, что женское обрезание является важной частью их наследия. Фото Аиды Мирмаксумовой

В Сарусо делают надрез для того, чтобы пошла кровь. Но в Тиви и Чантлискуре отрезают кончик клитора.

«Вот такой небольшой кусочек, как зернышко. Его потом выбрасывают», – сказала жительница Тиви.

У двоюродной сестры Нади – Заират, трое дочерей. Две старшие уже обрезаны. Заират не хотела это делать, но ее свекровь Муслимат настояла, хотя потом пожалела о своем решении.

«Когда видела, как они плачут, пожалела, что сделала. Для чего? Без этого мусульманками не будут, что ли?», – сказала бабушка.

«Просто люди в селе интересовались, почему не делаем девочкам обрезание, – продолжила Муслимат. – Говорили: ‘Надо делать, мы же мусульмане’. Но если бы не сделала, я бы переживала из-за того, что они не обрезаны и не чистые мусульманки».

По словам аварцев, помимо религиозных причин, обрезание делают для того, чтобы изменить женскую природу.

«Говорят, женщина бывает менее темпераментной после обрезания и не гуляет», – сказала одна из жительниц села.

Однако некоторые семьи отказываются следовать этой традиции.

«Это делается, чтобы у девочки не было потребности в постели с мужчиной, – сказала жительница села Тиви Иманиат. – Но если не будет интереса в семейной жизни, какая брачная жизнь у них будет? Просто сожительство? Нет, я не буду обрезать свою дочку».

georgia-fgm_story_6-aida_mirmaksumova

Этнические аварцы Грузии происходят от горного племени аварцев республики Дагестана в Российской Федерации. В Грузию они пришли в 18-ом веке. Фото Аиды Мирмаксумовой

Семья Иманиат переселилась в Тиви пару лет назад, до этого они жили в столице Дагестана Махачкале. Она утверждает, что женское обрезание не имеет никакого отношения к исламу.

«Один муфтий сказал, это делается, чтобы разврата с женской стороны не было. Но ведь мужчина первый делает шаг к этому разврату. Женщина, слабый пол, поддается ему. Есть книга Аллаха – Коран – там не написано, что делать обрезание девочке – это обязанность», – сказала Иманиат.

Муфтий Управления мусульман Грузии Ясин Алиев также отмечает, что в Коране не сказано про обязательность процедуры.

По всей видимости, обрезание делают только местные аварцы, а мусульмане из других этнических групп, проживающие в Грузии, воздерживаются от этой практики.

georgia-fgm_story_2-aida_mirmaksumova

Этнические аварцы обосновались в Грузии несколько столетий назад. Фото Аиды Мирмаксумовой

«Некоторые народности делают это, согласно своим национальным традициям, но не по исламским законам … возможно, обрезание девочек как-то связано с национальными обычаями аварцев, тогда это другой вопрос», – сказал Алиев.

«В Коране не написано, что обрезание – это обязанность, – добавил он. – Чтобы стать мусульманкой, можно произнести шахаду [признание в вере единому богу, Аллаху] и следовать заповедям ислама. Обрезание для этого делать не нужно».

По словам научного руководителя Национального центра контроля заболеваний Пааты Имнадзе, помимо психологической травмы, связанной с обрезанием, существуют и значительные физические риски.

«Если процедура обрезания проходит не в стерильных условиях, всегда есть большой риск различных заболеваний: гнойная инфекция, столбняк, гепатит, заражение крови, – сказал он. – Обработка инструмента спиртом не дает никакой гарантии стерильности и от серьезных заболеваний не защищает».

Гинеколог-радиолог Нино Датошвили перечислила проблемы, которые могут возникнуть впоследствии.

«Резать клитор очень опасно, это может привести к осложнениям. Например, может быть кровотечение, гипертрофия рубца или осложненный процесс заживления. Есть также вероятность подхватить инфекцию, и тогда может начаться нагноение. Любая операция, даже маленькая, незначительная, должна проходить в специальных кабинетах, в условиях стерильности», – сказала Датошвили.

По словам Магомедовой, которая делает обрезанием девочкам в Сарусо, эти риски преувеличены.

«Перед началом операции я обращаюсь к Аллаху, по-аварски прошу, чтобы все получилось хорошо, – сказала Магомедова. – За столько лет у нас в селе не было случаев смерти девочек от заражения крови после обрезания».

Агентства ООН дали четкое определение того, что женское обрезание является нарушением прав человека и является крайней формой дискриминации в отношении женщин.

По заявлению грузинских властей, они были не в курсе, что в стране делается женское обрезание.

В министерстве здравоохранение Грузии сообщили IWPR, что они впервые слышат о том, что на территории страны делается женское обрезание.

«Мы не в курсе, что здесь существует такая практика, – заявил представитель министерства. – Ни один из наших департаментов, работающих в Кахети, нас не информировал. Если кто-нибудь обратиться к нам за помощью, то будет возможно провести проверки. Но до сих пор мы не получали никаких жалоб».

Представитель комитета по правам человека в парламенте Грузии сказал IWPR, что они намерены провести расследование.

«Мы перепроверили вашу информацию в отчетах местных и международных правозащитных организаций, институтов и аппарата Народного защитника, но о подобных фактах в них не говорится. Но, не смотря на это, Народный защитник выразил готовность провести мониторинг в указанных вами селах Кварельского района и предоставит нам соответствующую информацию».


Оригинал статьи на английском языке читайте на сайте IWPR по ссылке.

About Аида Мирмаксумова

Аида Мирмаксумова, независимый журналист и участник тренингов IWPR

Comments are closed.

Copyright © 2015 WOMEN-PEACE.NET